Век пара
С течением времени заводовладельцы решили заставить работать на себя не только воду, но и пар. Как им удалось тепловую энергию пара превратить в механическую, показано на рисунке.
Пар из разогретого котла поступает в цилиндр по трубке через кран 6, а вода — по другой трубке в тот же паровой цилиндр через кран 5. После того как пар заполнит цилиндр (в это время поршень находится в верхнем положении), кран 6 закрывается, а кран 5 открывается, и в паровой цилиндр впрыскивается холодная вода. Потом кран 5 закрывается, пар в цилиндре превращается в воду. Поршень 3 опускается вниз, клапан 8 открывается, и пар вперемешку с водой из цилиндра удаляются.
Движение поршня вверх-вниз заставляет работать механизмы и машины.
Долгие годы паровые машины строились с ручным управлением клапанами, и были очень громоздкими. «Балансир», «двуплечий рычаг», «шатуны» — эти слова из того далекого прошлого, когда действовали такие машины. А потом появились паровые машины двойного действия. Они отличались от первых пароатмосферных машин тем, что уже не нуждались в массивных балансирах, занимавших много места во внутрицеховом пространстве.
В 1815 году в Выксе мастеровые Лукин и Ястребов построили паровую машину и внедрили ее в производство. Вскоре заводы Баташовых стали производить паровые двигатели. Они так хорошо научились это делать, что стали самыми главными в России по производству паровых двигателей. Модель одного такого двигателя до сих пор хранится в Выксунском краеведческом музее. В 1823 году был построен первый пароход, который приводили в движение машины, сделанные в Выксе.