Кто такой Лессинг?
В истории Выксы есть еще одно легендарное имя — крупного промышленника, немецкого поданного А. И. Лессинга, который сначала был управляющим заводами, а в 1891 году купил их в свою собственность.
Став во главе Общества Выксунских горных заводов (ОВГЗ), образованного еще в 1885 году, Лессинг тут же начал реорганизацию предприятия в целях увеличения рентабельности производства. Однако один управлять ими он не мог, поэтому сюда прибыло несколько десятков немецких специалистов с семьями.
Для иностранных специалистов на Нижней Выксе недалеко от реки Железницы у Антоновского моста был построен посёлок, названный Немецкой колонией. Дома здесь были просторные, деревянные, с красивыми мезонинами, каждый на две-три квартиры. Рядом располагался конный двор с выездными и тягловыми лошадьми, каретными и фуражными сараями. Поселок был огражден деревянным забором, с остальным миром общался через проездные ворота.
Немецкая колония была уголком культуры Нижней Выксы. В парке поселка проводились лекции, концерты, спортивные соревнования. Там выступали и приезжие артисты.
При Лессинге почти каждый год происходили большие изменения. В 1893 году было начато производство рельсов. Рельсы с выксунских заводов использовались при строительстве всех железных дорог империи. Заводы Вили, Выксы и Досчатого соединяла с Окой железная дорога. По ней перевозились сырье и готовая продукция.
С 1894 года на заводах стали производить очень много котельного железа. Год спустя установили самую большую паровую машину — в 1000 лошадиных сил. Для листопрокатного производства начали использовать универсальный трехваликовый прокатный стан. По инициативе Лессинга были построены новые заводские корпуса. В них изготавливалась самая ходовая продукция: железо, гвозди, стальные болванки.
Перед началом Первой мировой войны группа выксунских заводов представляла собой крупное металлургическое железоделательное объединение. В него входили Верхне-выксунский, Нижне-выксунский, Досчатинский, Вильский, Проволоченский, Бушуевский заводы.