Театральная жизнь Выксы
XVIII век в России — эпоха зарождения высокого театрального искусства. Каждый аристократ стремился организовать в имении свой театр, где играли заграничные актеры и собственные крепостные. Иван Родионович Баташов, получив в 1783 году дворянство, решил от моды не отставать и орга низовал домашний театр.
В 1814 году для него было построено отдельное здание в выксунском парке. Инициатива постройки принадлежала Дмитрию Дмитриевичу Шепелеву. В театре появились свои артисты, и среди них такие известные, как сестры Кочетовы, Иван Скотти, композитор Афанасьев и другие.
Шепелев принес в семью Баташовых не только любовь к театру, но и образованность, петербургский шик и лоск. После смерти Ивана Родионовича он взял на себя заботу о театре, организовал школу для актеров, оперную и балетную труппы.
У Шепелевых было две дочери и два сына. Они получили хорошее образование и унаследовали от отца влечение к искусству — к музыке и театру, внесли свою лепту в развитие театра в Выксе.
Управляющим в имении Шепелевых был крепостной Иван Кочетов. У него были три дочери — Мария, Елизавета и Любовь, одаренные природой талантами и красотой. Девушки выучились грамоте в барской школе и стали артистами театра Шепелевых: Люба — балериной, Лиза — певицей, Маша — драматической актрисой.
Елизавета Кочетова-Стрепетова с мужем Антипом — добрым и трудолюбивым человеком, — воспитала кроме своих четверых детей пятого ребенка: подкидыша-девочку. Она выросла и стала знаменитой русской трагической актрисой Пелагеей Стрепетовой, на спектаклях которой волновались и плакали И. С. Тургенев, П. И. Чайковский, В. В. Стасов и другие корифеи русской культуры. А. Н. Островский, преклонявшийся перед талантом Стрепетовой, написал для нее пьесу «Без вины виноватые».
Обрусевшая семья итальянцев Скотти подарила России двух крупных знаменитостей — живописца Михаила Скотти и певца-солиста Ивана Скотти. Их творчество оставило яркий след в истории Выксы и России. А начиналось все так. Выксунские заводчики пригласили юношей Скотти к себе в Выксу. Ивана устроили в труппу театра, а Михаил после окончания Академии художеств стал декоратором. Он подарил городу много замечательных живописных полотен, а также икону Спасителя для церкви Рождества Христова.
Пять лет жил в Выксе, дирижировал оркестром и хором крепостного театра крупный музыкант XIX века Николай Яковлевич Афанасьев. Он оставил интереснейшие воспоминания о жизни в нашем городе. Эти воспоминания были опубликованы в 1890 году в журнале «Исторический вестник» в Санкт-Петербурге.