Стальной гигант в XX веке
В годы Гражданской войны выксунские заводы были единственными металлургическими предприятиями Европейской России, которые работали и выпускали металл. Они входили тогда в Приокский горный округ. В 1920 году Выкса стала его центром. Позднее на базе основных производственных мощностей некогда баташевских заводов появилось единое предприятие – Выксунский металлургический завод (ВМЗ).
Рабочий класс Выксы всегда был на передовых рубежах, не боялся отстаивать свои права и свободы. Так, в декабре 1917 года делегация выксунских рабочих побывала в Петрограде. Делегацию во главе с бывшим балтийским моряком И. А. Ереминым принимал В. И. Ленин.
Выксунский завод никогда не стоял на месте в своем техническом развитии. В 1930-е годы всего за пять лет были электрифицированы основные производства, построены две мощные мартеновские печи, создан первый в СССР цех по производству электросварных труб.
Летопись завода богата событиями. С 1971 по 1991 год были построены пять новых цехов, освоены три новых производства. ВМЗ стал самым крупным в СССР изготовителем электросварных труб и железнодорожных колес. Первыми в стране здесь освоили технологию порошковой металлургии. Трубоэлектросварочный цех № 4 стал самым совершенным технологическим комплексом в нашей стране по изготовлению труб.
С началом Великой Отечественной войны завод в рекордные сроки освоил выпуск брони. Броневая сталь Выксы использовалась для производства танков и бронепоездов. Из нее был сделан и железнодорожный бронеавтомобиль БА-64В. Буква «В» означала «Выксунский». Легкий броневик должен был ездить по рельсам!